Пиит бездомный: Единственный в России дом-музей Евгения Боратынского разрушается
10 июня 2004 года
В феврале-марте отметили 200-летие поэта (до сих пор идет спор о дате рождения: 19 февраля или 7 марта). 11 июля исполнится 160 лет со дня его смерти. Однако в Казани, где Боратынский в 1826 году женился и где жили его потомки вплоть до революции, эти даты становятся поводом лишь для культурных мероприятий музея, а не для бюджетных субсидий.
В минувший выходной здесь традиционно провели Пушкинский день – как в Петербурге, Москве или Михайловском. В Лядском саду, у памятника Державину молодые поэты литобъединения «Белая ворона» читали стихи Александра Сергеевича и свои посвящения ему, представляли новые творения на суд собратьев по перу. Посетил мероприятие и заместитель министра культуры РТ Рафаэль Валеев. Но работников музея ему порадовать было нечем.
– О реставрации дома он сказал все то же, – пояснила директор музея Ирина Завьялова, – нет средств. То же самое слышим в городском управлении культуры.
Здание на балансе управления благоустройства города. По федеральной целевой программе «Развитие исторического центра Казани» на реставрацию должны быть отпущены средства из республиканского и федерального бюджетов – шестнадцать миллионов рублей. Хотя надо бы около двадцати.
Реставрацию начали, когда изыскали первый миллион. Выселили из дома музыкальную школу. Штукатурку сбили, полы подняли, исследовали стены сруба. На этом деньги закончились и ремонт тоже. Других средств нет.
По словам Ирины Васильевны, такая «реставрация» зданию повредила. В доме Боратынских, два года простоявшем без хозяев, уже нет жизни. Пока работала школа, были свет и отопление, другие коммуникации. Без присмотра здание быстро превращается в руины. Чем дольше оно стоит так, тем больше дорожает будущая реконструкция. По статистике, которую ведут музейные работники, деревянные нежилые здания в течение года-двух обычно сгорают. Директор музея озабочена:
– Дом можем потерять. А ведь это не просто усадьба Боратынских, а уникальное здание начала XIX века, последняя деревянная дворянская усадьба в городе. Другие уже все разрушены – по улицам Пушкина, Карла Маркса, Муштари. Теперь нечего показывать на экскурсиях по местам, связанным с Пушкиным. Мемориальные доски есть, но они соседствуют с выбитыми стеклами. Дом Фуксов развален. Дом Перцовых тоже не в лучшем виде. В этом году литературные чтения, которые у нас недавно прошли, мы увязали с обсуждением проблемы сохранения именно дворянских усадеб. Это целый мир, эпоха, культура, а не только жизнь отдельного сословия. Это отечественная история и традиции.
В июле, кстати, отметят и 110 лет со дня рождения правнучки поэта – Ольги Александровны Ильиной. Весной в Казани издали ее книгу «Канун восьмого дня». Поэтесса родилась и жила в Казани, детство и юность ее были связаны с этим городом и с этим домом на Большой Лядской улице. В 1922 году она была вынуждена эмигрировать в Харбин, затем в Сан-Франциско. Весь остаток жизни провела в Америке. Сначала книга была издана там на английском языке. Но она мечтала всю жизнь об издании книги на русском языке, и именно в Казани. Первые ее стихи были опубликованы здесь в 1913 году. В США в 1951 году был выпущен автобиографический роман, в центре которого – судьба яркой и неординарной женщины. Действие разворачивается в Казани, охватывая события начала XX века, первой мировой войны, двух революций 1917 года и гражданской войны.
Музею во флигеле уже давно тесно, многие экспонаты лежат в фондах. И нынешнюю экспозицию планируется разместить в доме, поскольку все эти вещи в свое время находились именно там.
Внутренний туризм только набирает обороты, поэтому посетителей в музее пока немного. Но уже сейчас для экспозиции, теснящейся во флигеле, принять большую туристическую группу – проблема. А помимо заезжих экскурсантов, здесь частыми гостями бывают обитатели школьных лагерей и студенты, проходящие музейную практику.
"Российская газета",
Владимир Матылицкий, Казань